ЛЫЖИ ДЛЯ ДЕСАНТНИКОВ «И еще мы – экскурсоводы школьного музея»
Наш лесной поселок Полдневица находится на северо-востоке области. Название он свое получил по речке Полдневке, протекающей невдалеке. Оно обозначает: река, текущая с юга.
Мы очень любим свой поселок. Будучи третьеклассниками, под руководством классного руководителя О.В. Смирновой выпустили рукописный журнал «Разноцветные краски» о красоте нашего неповторимого края. Журнал подарили школьному краеведческому музею. А когда мы перешли в пятый класс, то начали заниматься в кружке краеведения.
И еще мы теперь экскурсоводы школьного музея. Проводим экскурсии, в которых рассказываем об истории заселения нашего края, образовании поселка Полдневица, о Шортюгском леспромхозе, о людях, связавших свою судьбу с лесом. А члены кружка краеведения из старшей группы ходили по квартирам и собирали материал о победителях социалистического соревнования, передовиках производства Шортюгского ЛПХ.
Труд наших родителей, бабушек, дедушек связан с лесной промышленностью, ведь мы живем в лесном поселке. Когда-то Полдневица была лесорубной столицей. Леса вокруг назывались Шортюгским лесным массивом, и леспромхоз в поселке Полдневица назвали Шортюгским. Шортюгский лесной массив в 1938 году решено было использовать постановлением совнаркома в целях обеспечения Московской области топливом и стройматериалами. В годы Великой Отечественной войны в леспромхозе заготовляли древесину на производство авиафанеры, шомполов для пушек и других сортиментов.
Одновременно с заготовкой леса еще до войны началось строительство ширококолейной железной дороги в наших местах. Ее протяженность – 52 километра. Она соединяет районы северо-востока (Вохомской, Октябрьский, Павинский) с областью. Кругом стояли непроходимые леса; чтобы продолжить трассу, приходилось их вырубать, корчевать пни. Метр за метром прокладывалась железная дорога. Вся она была построена на «козлах»: сначала подвешивали рельсы и шпалы, а затем подсыпали землю на насыпь. Землю возили на тачках. Труд рабочих, которые почти все делали вручную, можно назвать героическим. Рельсы поставляли с Демидовского металлургического завода, шпалы пилили в поселке Нея.
В 1955 году пришел мостопоезд с рабочими из Москвы. Их труд широко использовали при строительстве мостов на трассе, на тяжелых земляных работах. Железную дорогу закончили строить в 1957 году. По ней перевозили пассажиров и грузы в районы северо-востока области. А с нижнего склада Шортюгского леспромхоза поселка Полдневица отправлялись нагруженные лесопродукцией вагоны.
Есть в Полдневице и лесничество. В этой организации также работают наши родители. У них очень благородная профессия – они выращивают и сохраняют леса. До Великой Отечественной войны существовало одно Шортюгское лесничество в починке Шортюг. Во время войны лесничеством изготавливались лыжи для десантников – спецзаказы. Затем Шортюгское лесничество переместилось на Кордон (в двух километрах от Полдневицы). В 1966 году оно было разделено на два: Шортюгское и Полдневицкое. В нашей Полдневицкой средней школе работает школьное лесничество, в которое входят десять учащихся. Ребятам делают прививки от энцефалитного клеща, и каждой весной они работают на питомниках, а также на посадке и прополке саженцев в делянках.
Полдневицкое школьное лесничество было организовано в 1999 году. Занятия с ними проводила помощник лесничего К.Б. Лебедева, знакомила членов лесничества с окружающей природой, стремилась прививать чувство любви к малой родине. В настоящее время юные лесоводы работают на прополке сеянцев и саженцев, огораживают в лесу муравейники, вместе с лесниками участвуют в посадке леса. Среди сверстников ведут беседы по охране леса от пожаров, культурному поведению в лесу.
На втором этаже школы оформлена галерея местного художника Б.А. Головкина, а материалы о нем хранятся в школьном музее. В музее собраны и другие материалы о наших земляках, например о Вере Андреевне Баранчук. Четыре года эта женщина была участницей Гражданской войны. Всю жизнь дружила с семьей легендарного героя – маршала В.К. Блюхера. Образованной, умной женщине, мечтавшей стать актрисой, судьбой было уготовано другое: она рано потеряла мужа – революционера и четверть века проработала в поназыревском лесном крае лесником.
Наша школа стоит за поселком, возле Воронцовского пруда. По дороге из дома в школу мы любуемся красками леса, наблюдаем за жизнью птиц, рассматриваем зимой следы животных на снегу. Воронцовский пруд – это памятник природы местного значения, очень красивый, удивительный уголок природы. Сидя в учебных классах, мы из окон школы наблюдаем за прудом и сезонными изменениями природы вокруг него. Зимой на уроках физкультуры лыжня проходит вдоль пруда.
Воронцовский пруд – это пойма речки Полдневки, затопленная водой после возведения дамбы. Одним словом, творение рук человека. Строилась дорога на Полдневицу, дамба преградила речке путь, и получился искусственный водоем. Деревья, оказавшиеся в плену у воды, стали погибать, поэтому с южной стороны Воронцовского пруда торчит много обломков стволов. На них любят селиться по весне скворцы. Там же пруд все больше затягивается камышами, рогозом, другой болотной растительностью.
С весны до осени тот уголок на южной стороне водоема кипит жизнью. Здесь селятся чайки и утки, живут бобры и ондатры. Часто опускаются на водную гладь пруда стаи белоснежных птиц – лебедей, изумляя своей красотой жителей Полдневицы.
А однажды появились слухи о каком- то существе, поселившемся в лесу за Воронцовским прудом. После девяти часов вечера существо начинало глухо трубить, точно какой-то великан дул в пустую бочку или огромную бутылку. И взрослые, и дети шли сюда, к месту обитания неизвестного, издающего необычные, неслыханные звуки. Высказывалось предположение, что, может быть, это выпь? Но девочки из восьмого класса утверждали, что никакая не выпь вовсе, а настоящий снежный человек, что в ельнике у просеки есть лежка существа, а чуть дальше, в ложбинке, его следы. Но это была просто красивая мечта девочек. Они в нее поверили. А кричала действительно выпь.
На занятиях кружка краеведения мы решили сходить на экскурсию в тот лес за Воронцовским прудом. И ходили по той самой просеке с руководителем кружка Н.Г. Зарубиной. Экскурсию свою мы назвали «по следам снежного человека». И еще раз убедились, до чего же он красив, этот обыкновенный уголок природы, и в то же время он сказочный!.
Такая она, природа нашего северного края, скромна и неприметна, но только на первый взгляд. И люди в Полдневице живут простые и трудолюбивые.
Валентина Виноградова, Егор Кожарин, Юлия Краева, Игорь Могучев, Ирина Князева, Ирина Пехтерева, Анна Червякова, Светлана Яковлева, Ольга Гласова,
Пишу на удачу, может кто из моих одноклассников прочитает, а я бы хотела знать подробнее о дате возникновения поселка, кто был первым руководителем леспромхоза, кто был первым директором школы, до 2-х этажной школы какя была, я имею ввиду школу старую в центре поселка?почему-то вся глава не вошла в комментарии, если надо, еще пошлю. с Уважением, Неля Галышева.Девочки, спросите своих родителей, а возможно и бабушек, они помнят выпускников 1967 года?
Мои школьные годы в поселке Полдневица. Школа наша (2-этажная) была одним из самых больших и красивых зданий поселка, располагалась в центре поселка. Окружал школу сад, и была часть огорода для проведения занятий по биологии, недалеко был расположен интернат, там жили дети из деревень и маленьких поселков. В Полдневицкой средней школе я начала учиться с 4 класса, класс был сборный, много было национальностей: русские, украинцы, белорусы, евреи, было много оседлых цыган, а в Верином классе учился даже один кореец по имени Мирон, фамилия у него была смешная - Те. Мы в то время абсолютно не обращали внимания на национальность, скорее на говор, речь пестрела разными словами и произношениями, взятыми из их семей и мест, откуда люди были родом. В нашу глухомань, я думаю, ссылали не очень благонадежных. Жила в поселке одна семья белогвардейца, мы все время смотрели на них, но ничего необычного не замечали: также они жили в бараке, бедно одевались, правда, были неразговорчивыми. Только у отца семейства были всегда ногти чистые, аккуратные, а на мизинце рос очень длинный ноготь. Его жена обыкновенная женщина, старенькая, все время ходила в кружевной косынке, а не в платке, как наши поселковые женщины, их одинокая дочь какая-то бледная, высокая, худенькая, уже немолодая, она редко улыбалась и реже, чем родители выходила на улицу. Был какой-то знаменитый летчик, правда он всегда кричал и ругался, когда вспоминал войну и еше кого-то, говорили, что он контужен был в войну. Во время запоев он одевался в белую рубашку, черные брюки и гулял по улицам, рассказывая о боях, мне казалось, что он не просто спившийся летчик, а человек «большой» - личность, только с изломанной судьбой. В школе были учителя с большой буквы, они не только давали знания лекциями, как сейчас, а заставляли изучать новый материал прямо на уроке, нам, пятерешникам, было вольготно, получали свои пятерки, да еще дома можно уже не готовить урок. А вечерами были организованы факультативы, там мы изучали по усиленной программе предметы, которые хотели знать лучше, и все это было бесплатно. Бедные, бедные учителя! А ведь им надо было выживать в поселке, также работать в огороде, содержать скот, своих детей растить - успевали все! Это была интеллигенция поселка, в самом хорошем смысле. Больше всех запомнилась Валентина Ивановна Белоусова, она вела русский язык и литературу в школе. Она воспитывала девочек, мальчишек, очень достойно, ненавязчиво, была на всех наших школьных вечерах. На одном из вечеров парень оскорбил сестру Веру из-за того, что она не пошла танцевать с ним. Вера, плача, ушла домой, так Валентина Ивановна пришла к нам домой беседовала с ней и моей мамой, а ведь уже был поздний вечер, и свои дети ее ждали дома. Еще Валентина Ивановна вела драматический кружок в школе, запомнилась одна пьеса, конечно патриотическая, шла она два часа, в поселке мы ее показывали почти месяц. Я там играла девочку - пионерку, которую шпион пытается отравить конфеткой, но, за меня заступается мальчик, тоже пионер, его играл мой одноклассник Аркаша. Мы учились в 6 классе, а все основные роли играли старшеклассники. Сразу же, по приходу в новый класс, в поселке, когда мы переехали, я подружилась с девочками: Люсей Губиной ( теперь Петрулевич), Олей Злобиной ( Нелюбиной), Галей Глушковой, Галей Скрябиной, Татьяной Маркиной ( Жуковой). Позднее сдружились с Галей Новоселовой, с Ниной Душиной, Тоней Шадриной, но с ними не так сильно дружили, а с Олей, Галей Глушковой, Люсей Губиной теплые отношения до сих пор. С Галей Глушковой, правда, только приветы передаем, друг другу через Олю, с Люсей созваниваемся. Всем нам уже к 60 годам, живем в разных городах и довольно далеко друг от друга. Наш класс, особенно в 7 классе, был очень дружен, в прямом смысле, дружили 20 человек между собой, создалось 10 пар девочек и мальчиков: мальчики провожали девочек из школы (была 2 смена), танцевали на вечерах школьных, писались записки. В кино ходили на 10 часов утра всем классом, садились на один ряд: девочки с девочками, мальчики с мальчиками, как только гас свет – начиналась пересадка, все пары сидели рядом.
Молодцы! Приятно очень в далеком Архангельске прочитать про поселок.Он мне снится, хотя школу закончила и уехала в 1967 году.Если можнл добавлю главу из своей маленькой книги про школу, пишу воспоминания для своих внуков. С огромным уважением, Неля Галышева ( теперь Немчанинова)
Как приятно в дебрях интернета встретить упоминание о родных местах. Огромное вам, ребятки, спасибо! Отдельное спасибо Наталье Григорьевне Зарубиной. С уважением Головкин Сергей.
Дорогие девочки, спасибо за вашу статью! Она написана с такой любовью и я благодарна вам, что вы любите свой поселок и так много интересного узнаете о нем. Я тоже училась в этой школе и мне было интересно узнать о ваших школьных делах. Я так же смотрела на Воронцовский пруд во время уроков, а еще мы в нем купались! Прочитав статью, я живо представила и дорогу в школу. Спасибо учителям, что они занимают детей, создают музеи, прививают любовь к своей малой родине. Где бы мы не учились, где бы не жили, мы помним свою родную школу и учителей. Удачи вам и новых интересных статей. С уважением Рыкова Елена.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]