Поназырево и Поназыревский район
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ
Пятница, 26.04.2024, 03:13

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Наш опрос


ПОИСК

Анонс статей
РАЗДЕЛ: [Районный вестник]
Из прошлого в настоящее (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Якшангская узкоколейная железная дорога ( история ) (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Лесная боль ( п. Полденевица ) (0)

Категории раздела
Хочу рассказать [21]
История района [15]
Моё мнение [10]
Районный вестник [6]
Для организаций [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Партнеры

Рейтинг@Mail.ru



Region44.ru - сайт о Костроме и Костромской области. Костромской регион, гостиницы Костромы, расписания транспорта, г.Кострома. Объявления, работа, банки, каталог сайтов Костромы, фотографии Костромы.


Главная » Статьи » История района

УЖД в Якшанге
11 апреля 2004 года мне удалось посетить УЖД в Зебляках и Якшанге, осмотреть тамошние депо и пообщаться с их старыми работниками.
Разветвленная узкоколейная система, начинающаяся в поселке ЯкшАнга Поназыревского района Костромской области, как оказалось, имеет свою богатую на события историю.

Началось все в конце 30-х годов, когда для вывоза леса из поселка Северный была построена деревянная лежневая дорога с конной тягой. В годы войны потребность в лесе увеличилась, и начиная с 1943 года в Якшангу стали поступать... "решетки с колеей 600 мм и немецкими железными шпалами" - видимо рельсо-шпальной решеткой немецких военно-полевых дорог. Естественно, подвижной состав (паровозы и тележки) также был немецким.

Объем земляных работ при постройке был минимален, в сырую погоду полотно "проваливалось" прямо под составом и сходы были нередки. Такое полотно существовало на участке Якшанга-Северный до конца 40-х годов, когда для того, чтобы выправить ситуацию, началась его перекладка на традиционные 750 мм. Как говорят местные жители, отдельные немецкие звенья до сих пор можно увидеть торчащими из топких мест вдоль линии УЖД.

Тогда же, в конце 40-х, основной район рубок уходит за Северный, и линия продлевается до Малой Якшанги. К середине 50-х годов главная магистраль доходит до Панино, где упирается в р.Нея. Панино становится главным лесным поселком.

В начале 50-х начинается и строительство "северного хода" - в сторону Сосновки. Так как при этом требуется пересечь пути широкой колеи (магистраль Буй-Шарья-Киров), принимается неординарное решение воспользоваться одним из существующих мостов через малые реки. Мост через Восточную Якшангу, расположенный вблизи поселка был признан недостаточно высоким, и ветка прошла по левому ее притоку, в 2 км. к востоку от ст.Якшанга широкой колеи.

Участок от лесокомбината до моста был построен к 1952 году, далее началось его постепенное удлинение. К 1960 году дошли до Сосновки, я в следующее десятилетие - и далее, до пос.Шайма (Шайменский) на р.Ветлуга. Эта река являлась как бы естественной границей для всех протяженных УЖД того района: Зебляковской (Октябрьский), Якшангской (Шайма) и Поназыревской (последняя, впрочем, до Ветлуги не дошла).

В середине 60-х годов Якшангская УЖД перешла на тепловозную тягу. Движение было весьма интенсивным - до 15-20 поездов с хлыстами или бревнами приходило в Якшангу по рабочим дням. Пассажирское движение в лучшие годы было представлено пятью парами поездов: тремя на Панино (утром, днем и вечером) и двумя на Сосновку (утром и вечером). Возить пассажиров в специальных вагонах Якшангская УЖД начала первой среди соседей - еще когда не существовало поселка Панино: состав из порожних сцепов, на которых как-то разместились рабочике, сошел с рельс на спуске, в результате чего погибло 6 человек. Тогда из платформы и досок был сделан самодельный крытый вагон, а через некоторое время появились и "Пафаваги", а после них - Демиховские вагоны.

Соединения Якшангской и Зебляковской, а также Якшангской и Поназыревской УЖД реально существовали, причем активно использовалось только первое из них: заготовка леса на участке Сосновка-Шайма велась и Зебляковским леспромхозом, подо что даже "брались в аренду" Якшангские бригады вместе с тепловозами. В 80-х годах из Зебляков нередко ездили зачем-то в Панино.

В перестроечные времена лесокомбинат пришел в упадок, чему в известной мере способствовала и значительная выработка товарного леса в пределах досягаемости УЖД. Пассажирское движение все хирело, в середине 90-х поезда на Панино и Сосновку ходили лишь раз в сутки да и то не по всем дням недели. К концу 90-х жители поселка Сосновка были вывезены в Якшангу, а "северный ход" стали неторопливо разбирать. К весне 2004 года рельсы лежат лишь на 2-3 км на север от пересечения с широкой колеей, причем на лето 2004 года планируется окончательная разборка "северного хода".

Поселок Панино продолжает существовать и сейчас (апрель 2004) - к нему ведет автодорога из Поназырево. По последнему сохранившемуся "от былого великолепия" участку Якшанга-Панино ездят в основном на пионерках, и в теплое время года. Но при этом его разборка пока не в планах у руководства полумертвого комбината...

Станция УЖД, находящаяся на южной окраине поселка, производит мрачное впечатление. Повсюду валяется всяческий металлолом, куски вагонов ПВ-40. Какую-то путевую машину (видимо - кран) буквально разорвали на части: куски от нее разбрасаны в радиусе 30 м. В здании депо лежит снег и гуляет ветер, двухэтажный домик-диспетчерская разрушен. На ходу остался лишь один тепловоз - ТУ8-0209.

Кроме него, на станции стоят: ТУ6-0369, 0780 (0789), 3046 и еще один с несохранившимся номером; ТУ7-2770, 7058 и еще один; ТУ7-2877; ПВ-40 1693, 2852, 6017, 6821 и еще 4 целых без номеров и 4 половинки; 2 снегоочистителя системы Бьерке, из них один в виде остова; путевая машина ВПР300У с разоренной кабиной.

Кабина от ТУ7-2473 используется как балок-бытовка на тракторных санях. Такая же участь постигла и еще одну половинку ПВ-40.

Куча лесовозных сцепов разной степени убитости, несколько платформ, цистерн и крытых вагонов, один из них - очень неплохой сохранности.

Судя по датам изготовления, последняя крупная партия подвижного состава поступила в Якшангу в 1987-1990 годах...

Источник: http://narrow.parovoz.com/RU44-yakshanga.php?OPEN=all

Категория: История района | Добавил: ponazyrevo (20.06.2007)
Просмотров: 1527 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ХулиГан  
0
Жаль в статье ненаписано кто продал узкоколейку Якшанга Панино и что ему за это небыло....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотолик


Погода

Copyright MyCorp © 2024