Поназырево и Поназыревский район
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ
Понедельник, 21.08.2017, 07:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Наш опрос


ПОИСК

Анонс статей
РАЗДЕЛ: [Районный вестник]
Из прошлого в настоящее (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Якшангская узкоколейная железная дорога ( история ) (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Лесная боль ( п. Полденевица ) (0)

Категории раздела
Хочу рассказать [21]
История района [15]
Моё мнение [10]
Районный вестник [6]
Для организаций [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Партнеры

Рейтинг@Mail.ru



Region44.ru - сайт о Костроме и Костромской области. Костромской регион, гостиницы Костромы, расписания транспорта, г.Кострома. Объявления, работа, банки, каталог сайтов Костромы, фотографии Костромы.


Главная » Статьи » История района

Якшангская узкоколейная железная дорога ( история )
Станция Якшанга появилась в 1903 году при строительстве Вологодско—Вятской железной дороги. Согласно одной из версий, это название станции дали рабочие-татары (на любом тюркском языке похожее по звучанию слово может означать «хорошее место»). В действительности, скорее всего, топоним имеет финно-угорское происхождение.


Пути узкоколейной железной дороги в посёлке Панино.
Вид со стороны Якшанги в сторону центра посёлка.
05.2000


Вскоре после открытия движения по Вологодско—Вятской железной дороге рядом со станцией Якшанга возникло небольшое лесозаготовительное предприятие, принадлежавшее компании «Зингер». В посёлке сохранилась водонапорная башня и несколько кирпичных зданий, построенных в первом десятилетии ХХ века.

Позднее, в 1930-е годы, здесь был организован Якшангский леспромхоз. На протяжении некоторого времени в посёлке находился лагерь, входивший в систему ГУЛага.

Узкоколейной железной дороги здесь долгое время не было — для вывоза леса использовались «лежнёвки» (дороги с деревянным покрытием). По имеющимся данным, первый участок узкоколейной железной дороги вступил в строй в 1943 году.

Дорога имела ширину колеи 600 мм. На ней использовался трофейный подвижной состав, взятый с военно-полевых железных дорог, построенных немецко-фашистскими войсками. Основная линия пролегала в юго-восточном направлении.

В конце 1940-х годов дорога была перестроена на колею 750 мм, были реконструированы искусственные сооружения, построены насыпи. На магистрали появились лесные посёлки Малая Якшанга и Северный, а позднее, в 1950-е годы — Панино.

С начала 1950-х годов развернулось также строительство «северной магистрали». Её начальная точка была расположена на 4-м километре от Якшанги. В месте пересечения с ширококолейной железнодорожной линией новый путепровод не строился — узкая колея была пропущена под уже существовавшим мостом через малую реку (ручей).

Вскоре «северная магистраль» стала значительно более длинной и мощной, чем старая — «юго-восточная». На ней возник лесной посёлок Сосновка. Позднее, в 1960-е годы, эта линия была доведена до берега реки Ветлуга (посёлок Шайма). Она соединялась с двумя соседними лесовозными узкоколейными железными дорогами — Зебляковской и Поназыревской.

Якшангский леспромхоз в те годы находился в числе лучших, считался образцово-показательным. Узкоколейная железная дорога работала очень активно. Позднее здесь стала применяться также автомобильная вывозка леса, но регулярное движение по линиям узкой колеи сохранялось.


Подъездной путь широкой колеи, ведущий к нижнему складу. Вдали -
водонапорная башня, построенная в начале ХХ века.
12.08.2004

В 1990-е годы Якшангский леспромхоз пришёл в запустение. Его положение было едва ли не самым печальным среди всех лесозаготовительных предприятий Костромской области.

По состоянию на 1997 год, формально ещё сохранялось пассажирское движение на Сосновку и Панино, но фактически поезда уже не курсировали. Лес вывозился с 4-го километра магистрали. Участок Сосновка — Шайма уже был частично разобран.


Ориентировочное расписание движения пассажирских поездов на лето 1997 года:

Якшанга — Сосновка: по понедельникам 3:00, 17:00, по пятницам 5:00, 17:00

Якшанга — Панино: по вторникам 5:00, 17:00, по четвергам 3:00, 17:00

В 1999 году из посёлка Сосновка были вывезены последние жители. Началась разборка «северной магистрали».

По состоянию на май 2000 года, «северная магистраль» была частично разобрана. На участке Якшанга — Панино рельсы ещё лежали, до Панино изредка ездили мотодрезины. «Тяжёлый» подвижной состав доехать до Панино не смог бы — местами рельсы «висели в воздухе».

В 2001 году Якшангский леспромхоз был признан банкротом. Позднее это предприятие было зарегистрировано под названием «Якшангский лесопромышленный комбинат».

В июне 2004 года была завершена разборка линии Якшанга - Сосновка - Шайма. Исчезло пересечение узкоколейной железной дороги с Транссибирской железнодорожной магистралью (через Ярославль — Якшангу — Киров проходит отсчёт расстояния от Москвы до Владивостока), одно из двух пересечений узкой колеи с Транссибом, существовавших в последние годы (второе находится у станции Михайло-Чесноковская).

Одновременно была начата разборка участка Якшанга — Панино, за исключением небольшого участка длиной менее трёх километров (в посёлке Якшанга и его окрестностях). В последние годы участок Якшанга — Панино находился в муниципальной собственности.


Пересечение «северной магистрали» узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией
Буй — Шарья — Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога).
Вид с юга, со стороны Якшанги.
12.08.2004


То же пересечение. Вид с северной стороны.
12.08.2004

По состоянию на август 2004 года, разборка участка Якшанга — Панино продвигается быстрыми темпами. К октябрю она должна была быть завершена.

Единственный участок узкоколейной железной дороги, который предполагалось сохранить — от основного нижнего склада леспромхоза до «эстакады», расположенной у пересечения магистральной линии с высоковольтной ЛЭП. Протяжённость дороги не должна была превысить трёх километров. По этому участку мог бы осуществляться подвоз на основной нижний склад хлыстов, доставленных автотранспортом к «эстакаде» (месту зимнего накопления). Но эти надежды не оправдались.

Лесной посёлок Панино, по состоянию на 2004 год, по-прежнему обитаем (там осталось около 50 человек). К посёлку подведена автодорога из Поназырево. Посёлок Северный разрушен, в посёлке Малая Якшанга сохранилось несколько домов, которые используются жителями Якшанги как дачи.

В конце 2004 года (либо в начале 2005 года) последний участок узкоколейной железной дороги также был разобран. По сведениям, которые предоставил С. Костыгов, в сентябре 2005 года в посёлке Якшанга и его окрестностях уже нет уцелевших участков пути.


Бывшая стрелка на 4-м километре — примыкание «северной магистрали» к линии Якшанга —
Панино. В её начальной точке стоит грузовая автомашина «разбиральщиков», снимающих
рельсы, которые вели к лесному посёлку Панино. Вид в юго-восточном направлении.
12.08.2004

Действия главы администрации Поназыревского района Г. Суворова, продавшего узкоколейную железную дорогу Якшанга — Панино в качестве металлолома, позднее были признаны преступлением. Глава администрации был отстранён от должности и приговорён судом к 2 годам лишения свободы условно.

Подвижной состав

По данным на 12 августа 2004 года, в Якшанге находилось 2 — 3 «условно исправных» локомотива, а также до десятка разгромленных.

Установленные номера:
ТУ6А-3046
ТУ6Д-0369
ТУ6СПА-034
ТУ8-0209
ТУ7А-2877
ТУ7-2740
ВПР300У (двухосная путевая машина)

По данным А. Фетисова, в апреле 2004 года имелись также ТУ6А-0780 (ТУ6А-0789), ТУ7-2770, ТУ7-?058.

В 1994 году работал «ТУ8-2869» — так записано в документах. Возможно, что в реальности это тепловоз ТУ6А-2869.

В графиках исполненного движения за 1988 год упоминаются также ТУ6А-3492, ТУ6А-3713.


Стрелка, на которой отходит путь к «эстакаде» — месту зимнего накопления хлыстов.
Вид в сторону Якшанги.
12.08.2004


Впереди — «эстакада» (место зимнего накопления хлыстов).
12.08.2004


Первый переезд в посёлке.
12.08.2004


Впереди — мост через реку Восточная Якшанга. Вид со стороны нижнего склада и центра посёлка.
12.08.2004


Впереди — разгромленное депо узкоколейной железной дороги (справа) и диспетчерская
узкоколейной железной дороги (слева). Вид в северном направлении.
12.08.2004


«Балластные» вагоны.
12.08.2004



Источник: http://sbchf.narod.ru/04/yakchanga.html
Категория: История района | Добавил: ponazyrevo (31.01.2012) | Автор: С. Болашенко
Просмотров: 1918 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотолик


Погода

Copyright MyCorp © 2017