В 1999 году из посёлка Сосновка были вывезены последние жители. Началась разборка «северной магистрали».
По состоянию на май 2000 года, «северная магистраль» была частично разобрана. На участке Якшанга — Панино рельсы ещё лежали, до Панино изредка ездили мотодрезины. «Тяжёлый» подвижной состав доехать до Панино не смог бы — местами рельсы «висели в воздухе».
В 2001 году Якшангский леспромхоз был признан банкротом. Позднее это предприятие было зарегистрировано под названием «Якшангский лесопромышленный комбинат».
В июне 2004 года была завершена разборка линии Якшанга - Сосновка - Шайма. Исчезло пересечение узкоколейной железной дороги с Транссибирской железнодорожной магистралью (через Ярославль — Якшангу — Киров проходит отсчёт расстояния от Москвы до Владивостока), одно из двух пересечений узкой колеи с Транссибом, существовавших в последние годы (второе находится у станции Михайло-Чесноковская).
Одновременно была начата разборка участка Якшанга — Панино, за исключением небольшого участка длиной менее трёх километров (в посёлке Якшанга и его окрестностях). В последние годы участок Якшанга — Панино находился в муниципальной собственности.
Пересечение «северной магистрали» узкоколейной железной дороги с железнодорожной линией
Буй — Шарья — Котельнич (историческая Вологодско-Вятская железная дорога).
Вид с юга, со стороны Якшанги.
12.08.2004
То же пересечение. Вид с северной стороны.
12.08.2004
По состоянию на август 2004 года, разборка участка Якшанга — Панино продвигается быстрыми темпами. К октябрю она должна была быть завершена.
Единственный участок узкоколейной железной дороги, который предполагалось сохранить — от основного нижнего склада леспромхоза до «эстакады», расположенной у пересечения магистральной линии с высоковольтной ЛЭП. Протяжённость дороги не должна была превысить трёх километров. По этому участку мог бы осуществляться подвоз на основной нижний склад хлыстов, доставленных автотранспортом к «эстакаде» (месту зимнего накопления). Но эти надежды не оправдались.
Лесной посёлок Панино, по состоянию на 2004 год, по-прежнему обитаем (там осталось около 50 человек). К посёлку подведена автодорога из Поназырево. Посёлок Северный разрушен, в посёлке Малая Якшанга сохранилось несколько домов, которые используются жителями Якшанги как дачи.
В конце 2004 года (либо в начале 2005 года) последний участок узкоколейной железной дороги также был разобран. По сведениям, которые предоставил С. Костыгов, в сентябре 2005 года в посёлке Якшанга и его окрестностях уже нет уцелевших участков пути.
Бывшая стрелка на 4-м километре — примыкание «северной магистрали» к линии Якшанга —
Панино. В её начальной точке стоит грузовая автомашина «разбиральщиков», снимающих
рельсы, которые вели к лесному посёлку Панино. Вид в юго-восточном направлении.
12.08.2004
Действия главы администрации Поназыревского района Г. Суворова, продавшего узкоколейную железную дорогу Якшанга — Панино в качестве металлолома, позднее были признаны преступлением. Глава администрации был отстранён от должности и приговорён судом к 2 годам лишения свободы условно.
Подвижной состав
По данным на 12 августа 2004 года, в Якшанге находилось 2 — 3 «условно исправных» локомотива, а также до десятка разгромленных.
Установленные номера:
ТУ6А-3046
ТУ6Д-0369
ТУ6СПА-034
ТУ8-0209
ТУ7А-2877
ТУ7-2740
ВПР300У (двухосная путевая машина)
По данным А. Фетисова, в апреле 2004 года имелись также ТУ6А-0780 (ТУ6А-0789), ТУ7-2770, ТУ7-?058.
В 1994 году работал «ТУ8-2869» — так записано в документах. Возможно, что в реальности это тепловоз ТУ6А-2869.
В графиках исполненного движения за 1988 год упоминаются также ТУ6А-3492, ТУ6А-3713.
Стрелка, на которой отходит путь к «эстакаде» — месту зимнего накопления хлыстов.
Вид в сторону Якшанги.
12.08.2004
Впереди — «эстакада» (место зимнего накопления хлыстов).
12.08.2004
Первый переезд в посёлке.
12.08.2004
Впереди — мост через реку Восточная Якшанга. Вид со стороны нижнего склада и центра посёлка.
12.08.2004
Впереди — разгромленное депо узкоколейной железной дороги (справа) и диспетчерская
узкоколейной железной дороги (слева). Вид в северном направлении.
12.08.2004
«Балластные» вагоны.