Поназырево и Поназыревский район
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ
Вторник, 07.05.2024, 18:09

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Наш опрос


ПОИСК

Анонс статей
РАЗДЕЛ: [Районный вестник]
Из прошлого в настоящее (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Якшангская узкоколейная железная дорога ( история ) (0)
РАЗДЕЛ: [История района]
Лесная боль ( п. Полденевица ) (0)

Категории раздела
Хочу рассказать [21]
История района [15]
Моё мнение [10]
Районный вестник [6]
Для организаций [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Партнеры

Рейтинг@Mail.ru



Region44.ru - сайт о Костроме и Костромской области. Костромской регион, гостиницы Костромы, расписания транспорта, г.Кострома. Объявления, работа, банки, каталог сайтов Костромы, фотографии Костромы.


Главная » Статьи » История района

УЖД в Якшанге


  1 апреля 2004 года мне удалось посетить узкоколейные железные дороги в Зебляках и Якшанге, осмотреть тамошние депо и пообщаться с их старыми работниками.

 
Разветвленная узкоколейная система, начинающаяся в поселке Якшанга Поназыревского района Костромской области, как оказалось, имеет свою богатую на события историю.
Началось всё в конце 1930-х годов, когда для вывоза леса из посёлка Северный была построена деревянная лежневая дорога с конной тягой. В годы войны потребность в лесе увеличилась, и, начиная с 1943 года, в Якшангу стали поступать решётки с колеей 600 мм и немецкими железными шпалами - видимо, рельсо-шпальной решёткой немецких военно-полевых дорог. Естественно, подвижной состав (паровозы и тележки) также был немецким.

Объём земляных работ при постройке был минимален; в сырую погоду полотно "проваливалось" прямо под составом, и сходы были нередки. Такое полотно существовало на участке Якшанга-Северный до конца 1940-х годов, когда для того, чтобы выправить ситуацию, началась перекладка пути на традиционные 750 мм. Как говорят местные жители, отдельные "немецкие" звенья до сих пор можно увидеть торчащими из топких мест вдоль линии УЖД.
Тогда же, в конце 1940-х гг., основной район рубок уходит за Северный, и линия продлевается до Малой Якшанги. К середине 1950-х годов главная магистраль доходит до Панино, где упирается в р. Нея. Панино становится главным лесным посёлком.



  В начале 1950-х начинается и строительство "северного хода" - в сторону Сосновки. Так как при этом требуется пересечь пути широкой колеи (магистраль Буй-Шарья-Киров), принимается неординарное решение: воспользоваться одним из существующих мостов через малые реки. Мост через Восточную Якшангу, расположенный вблизи посёлка, был признан недостаточно высоким, и ветка прошла по левому её притоку, в 2 км к востоку от ширококолейной ст. Якшанга. Участок от лесокомбината до моста был построен к 1952 году, и далее началось его постепенное удлинение. К 1960 году рельсы дошли до Сосновки, а в следующее десятилетие - до посёлка Шайма (Шайменский) на р. Ветлуга. Эта река являлась как бы естественной границей для всех протяженных УЖД того района: Зебляковской (Октябрьский), Якшангской (Шайма) и Поназыревской (последняя, впрочем, до Ветлуги не дошла).

 
В середине 1960-х годов Якшангская УЖД перешла на тепловозную тягу. Движение было весьма интенсивным: до 15-20 поездов с хлыстами или брёвнами приходили в Якшангу по рабочим дням. Пассажирское движение в лучшие годы было представлено пятью парами поездов: тремя на Панино (утром, днём и вечером) и двумя на Сосновку (утром и вечером).
Возить пассажиров в специальных вагонах Якшангская УЖД начала первой среди соседей - ещё когда не существовало посёлка Панино: состав из порожних сцепов, на которых как-то разместились рабочие, сошёл с рельс на спуске, в результате чего погибли 6 человек. Тогда из платформы и досок был сделан самодельный крытый вагон, а через некоторое время появились и "Pafawag"'и, а после них - "демиховские" вагоны.

 
Соединения Якшангской и Зебляковской, а также Якшангской и Поназыревской УЖД реально существовали, причем активно использовалось только первое из них: заготовка леса на участке Сосновка­Шайма велась и Зебляковским леспромхозом, подо что даже "брались в аренду" якшангские бригады вместе с тепловозами. В 1980-х годах из Зебляков нередко зачем-то ездили в Панино.

В перестроечные времена лесокомбинат пришёл в упадок, чему в известной мере способствовала и значительная выработка товарного леса в пределах досягаемости УЖД. Пассажирское движение хирело: в середине 1990-х поезда на Панино и Сосновку ходили лишь раз в сутки, да и то не по всем дням недели. К концу 1990-х жители посёлка Сосновка были вывезены в Якшангу, а "северный ход" стали неторопливо разбирать. К весне 2004 года рельсы лежали лишь на 2­3 км к северу от пересечения с широкой колеёй, причём летом 2004 года планировалась окончательная разборка "северного хода".

 
Посёлок Панино продолжает существовать и сейчас (апрель 2004): к нему ведёт автодорога из Поназырево. По последнему сохранившемуся от былого великолепия участку Якшанга­Панино ездят в основном на дрезинах-"пионерках" и только в тёплое время года. Но при этом его разборка пока не в планах у руководства полумёртвого комбината. . . Станция УЖД, находящаяся на южной окраине посёлка, производит мрачное впечатление. Повсюду валяется всяческий металлолом, куски вагонов ПВ-40. Какую-то путевую машину (видимо, кран) буквально разорвали на части: куски от неё разбросаны в радиусе 30 м. В здании депо лежит снег и гуляет ветер, двухэтажный домик-диспетчерская разрушен. На ходу остался лишь один тепловоз: ТУ8-0209.

А. ФЕТИСОВ


Источник: http://semafor.narod.ru/6_2004/zeb.html
Категория: История района | Добавил: ponazyrevo (08.11.2011)
Просмотров: 2076 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фотолик


Погода

Copyright MyCorp © 2024