Две деревеньки рядом - Балдино и Мундырь. Населения на обе - 60 душ.
Вокруг заросшие бурьяном поля, у горизонта - лес. Летом, в зелени,
картина отрадная. Зимой - пустыня. И как-то я понимаю Андрея Оськина,
деревенского скульптора: среди унылых равнин хочется чего-то выпуклого,
нарушающего однообразие пространства.
Он живет в деревне Мундырь, когда-то славящейся
дородностью и зажиточностью людей. Мундырь - самая старая деревня в
округе, а по убеждению Андрея люди не стали бы селиться на скудных
землях. Бабушка Андрея Мария Яковлевна рассказывала, что у людей были
амбары, большие дворы. А жили хорошо потому что много работали.
Подкосила война: лишь один двор из пяти вернулся хозяин. Кстати, как
говорила бабушка, название деревни произошло от слова "мундир”,
переделанного на крестьянский лад. Петр Великий когда-то проезжал по
Сибирскому тракту (он проходил в нескольких верстах от Мундыря) и
подарил здешнему жителю, по видимому, изношенную часть своего одеяния. В
Мундыре две трети домов безлюдны. Одну из изб под скульптурную
мастерскую занял Андрей. Там у него мольберт, софиты, запас глины. В
Мундыре есть ферма, в которой тридцать голов дойного стада. Как говорят,
скотину общественную держат только для того, чтобы окончательно
хозяйство не загнулось. Как не смешно, ферма - завидное преимуществ
Мундыря: в окрестных селения не осталось и такой роскоши. Две
коровы, два теленка семьи Оськиных - самое крепкое хозяйство в деревне.
Детей у Петра Дмитриевича и Галины Александровны Оськиных трое. Андрей -
старший, ему 28. Младшему брату Ивану 17лет, сестра Елена чуть старше.
Аккурат на днях приехала. Из Костромы. Учится она там в техникуме на
строителя. Смотрит вокруг себя с какой-то тайной ухмылкой,
снисходительно. Видно, надышалась городского воздуха и одурманил он ее.
Деревня для нее - недоразумение, считай, темная часть биографии. Да и
логика проста: "Зачем возвращаться туда, где лет пятнадцать уже ничего
не строят, а только растаскивают на дрова?” Особенно ей непонятен и
даже страшен Андрюха. Ну говорит ей брат, что любит землю, природу. А
статуи эти для чего ему? Зачем выделяется? А для Андрея скульптура -
вторая жизнь. А, может быть, и первая. Себя он не считает скульптором. Оправдывается: -
Я сейчас из себя ничего не представляю. Это просто мое увлечение.
Художник - особое состояние, когда умеешь свою душу показывать. Я
начинал в дереве работать; познакмился с хорошим мастером-резчиком из
города Шарья, Масленниковым Николаем. Понаблюдал - и понял, что он под
структуру дерева подлаживается. Для меня это - не то, мне свободы
выражения хочется. Пробовал рисовать, но мне не хватало объема. Вроде
рисуешь лицо, но так и тянет обе руки задействовать, чтобы форму
чувствовать. Оттого и пришел к глине, к гипсу. Но пока у меня не то
получается. Не то... Лепит Андрей в основном односельчан. Толика
Юркова, Володю Старостина, брата, сестру, маму. Сейчас работает с
Витькой Голубевым. Витька - один из Андреевых "подопечных”. Он с братом
почти ровесник, оба готовятся в армию пойти и для Андрея эти парни как
дети. И Ваньку он с младенчества растил, и Витька ему не чужой. Парень
живет с бабушкой и сестричкой Анькой, потому что мама их погибла, а отец
пропал. Вместе - Андрей, Ванька и Витька - "калымят”: доски грузят на
пилорамах, строят, срубы рубят (это уже в сообществе с отцом). И сенокос
у них вместе, и картошка. Пчелами занялись, перенимают бесценный опыт
пчеловодства Толи Юркова, опытного пасечника. Сейчас "мундырской
тройки” появилась цель: заработать денег, купить подержанный трактор и
начать серьезно обрабатывать землю. С целью прибыли, а не для
удовлетворения потребностей натурального хозяйства. Андрей считает так: -
Нам, конечно, не повезло, что мы молодые Когда в совхозе все
"раздербанивали”, я юношей был, технику не смог взять. Но если у нас
получится - будем развивать у себя сельское хозяйство: скотину
расплодим, пасеку увеличим, целину распашем. Я вот, что думаю: с работы
могут нас уволить, а с земли никто не уволит!..
Источник: http://photopolygon.com/blog/details?post_id=16928 |